Главная » 2007»Ноябрь»27 » Рынок паркетной продукции не меняется в объемах – меняется его структура и типы игроков
08:19
Рынок паркетной продукции не меняется в объемах – меняется его структура и типы игроков
Российский рынок напольных покрытий из дерева (паркета, паркетной и
массивной доски) существенно недооценен. Виной тому – традиционный
подход маркетологов, привыкших опираться на официальные показатели
производства и импорта/экспорта. Так, по данным Госкомстата в последние
два года объем выпускаемой продукции колеблется вокруг показателя 1,5
млн кв.м. Отталкиваясь от этого базового показателя, общий объем рынка
оценивают, как правило, на уровне 2-3 млн кв.м. В то же время
непосредственные участники рынка, основываясь на продажах и объемах
производства ведущих заводов, оценивают объем рынка от 10 до 30 млн
кв.м. в год. В чем причина таких расхождений?
Анализ
предоставленных Госкомстатом данных показывает, что с каждым годом
рынок паркета становится все непрозрачнее. Если в 1999 г. отчетность
предоставили 100 предприятий, то в 2006 г. – только 27. Часть игроков,
действительно, не выдерживает конкуренции и уходит с рынка, но на смену
им приходит немало новых амбициозных производителей. Причина кроется
скорее в том, что паркетное производство не стоит на месте,
претерпевает технологические метаморфозы, за которыми система
статистического учета банально не успевает. Старые предприятия меняют
форму собственности и названия – например лесхозы превращаются в более
презентабельные деревообрабатывающие комбинаты с широким спектром
деятельности, среди которой производство паркета теряется и не
декларируется отдельной строкой. Новые предприятия, зачастую,
изначально имеют смешанный торгово-производственный профиль
деятельности, и, как правило, отсутствие отчетности по категории
«выпуск паркетной продукции». Третий, немаловажный момент – предприятия
переходят на новый вид товарной номенклатуры. Так, в случае перехода на
выпуск массивной доски паркетное предприятие растворяется в массе
деревообработчиков, выпускающих сводную категорию «столярные изделия».
А вместе с тем, по оценкам экспертов, не менее трети бывших паркетчиков
перестроилось на выпуск массивной доски, технологически мало отличимой
от паркета, но более выгодной в плане расхода сырья.
В рамках
исследования рынка напольных покрытий из дерева (мониторинг
оптово-розничной торговли) исследовательская компания Symbol-Marketing
детально проанализировала производственную ситуацию в Московском
регионе. Выявлено около 60 «живых» производственных и
торгово-производственных компаний (под последними понимаются торговые
фирмы, разместившие производство в своих филиалах или под заказ с
последующей продажей под собственным брендом). В то же время в
отчетности Госкомстата в категории «выпуск изделий деревянных для
паркетных покрытий» фигурирует только одно московское предприятие – ДОК
№13. Ситуация с самым крупным российским региональным рынком заставила
аналитиков из Symbol-Marketing отказаться от формальных вычислений
параметров рынка на основе официальной статистики и прибегнуть к более
гибким экспертным оценкам. Основной вывод, который был сделан в ходе
анализа деятельности московских предприятий – рынок традиционных
покрытий из дерева не сокращается, не уступает свои позиции ламинату и
прочим продуктам новых технологий – он просто меняет свою структуру,
оставаясь в тех же объемах и даже немного прирастая.