К такому выводу пришли аналитики исследовательской компании
Symbol-Marketing, исследуя российский рынок многослойной паркетной доски. Речь
идет не о смене цветовой гаммы лицевого слоя (например, выбеленном дубе), а о
легальности всех используемых форм импорта. Как и на многих других товарных
рынках, прозрачность растаможивания отличала только наиболее крупных зарубежных
поставщиков, российские же дилеры и посредники стремились «оптимизировать»
транзитную составляющую в совокупной цвене зарубежной доски.
«Серые» схемы импорта в случае паркетных покрытий имеют
несколько вариантов реализации. Во-первых – это классическое занижение реальной
стоимости ввозимой продукции. Особенно часто такой способ использовался до 2004
г. Согласно данным Таможенного комитета РФ, средняя декларируемая цена на
ввозимый штучный и многослойный паркет в 2001-2003 гг. не превышала $5 за 1
кв.м. После ужесточения таможенного контроля декларируемые цены поползли вверх,
достигнув в 2005 г. уровня в $25 за 1 кв.м. Во-вторых – манипуляция с кодами ТН
ВЭД, то есть регистрация паркетной продукции разрядом ниже. Так, художественный
паркет для мозаичных полов проводился под видом простого щитового паркета,
многослойная паркетная доска – под видом ламината. Такой ход давал, как
минимум, 10% снижение таможенного обложения. Не случайно объемы ввозимого
ламината в последние годы в разы превышали объемы ввозимой паркетной доски.
В 2007 г. изменились коды ТН ВЭД, частично повлекшие за
собой очередное увеличение таможенных пошлин. Тем не менее, показатели импорта
за 2007 г. резко возросли, восстановившись в объемах 2001-2003 гг.
Интерпретация этого факта может, конечно, лежать в плоскости парадоксов
потребительского спроса, однако, ни один из экспертов-практиков не подпишется
под подобным умозаключением. Остается сделать вывод, что общая тенденция
«обеления» импорта, пришедшаяся на последние два года, неминуемо добралась и до
сегмента паркетных покрытий, частично приоткрыв статистическую завесу над
полупрозрачным рынком. Отталкиваясь от новой таможенной статистики, специалисты
Symbol-Marketing смогли более адекватно рассчитать ключевые параметры рынка –
объем, доли игроков. |